1. Методы активизации поиска нового


Для решения конкретных технических задач изобретатели издавна пользовались методом проб и ошибок, основанном на переборе вариантов. Методом проб и ошибок создавались первые кремневые ножи и луки, здания и корабли, пушка и ветряные мельницы. Поразительно совершенны ладьи русских поморов, китайские джонки и катамараны полинезийцев. Каждая их линия, каж¬дая мельчайшая деталь имеет наилучшую из возможных форм. Рыбакам казалось, что они всегда так строили. Однако раскопки показали, что ещё полтысячи лет назад эти суда бы¬ли несравненно хуже. Повторяя из столетия в столетие одни и те же очертания, строители все время вносили те или иные изменения. Изменения, которые оказывались неудачными, приводили к гибели корабля, забывались, удачные закрепились. Это был долгий путь, подобный эволюции живой природы. Но развитие техники все ускорялось, и метод проб и ошибок становился все менее пригодным. Не стало возможности cтpoить тысячи образцов, чтобы отобрать наилучшую конструкцию паровой машины или быстроходного крейсера. И тогда на помощь пришла наука: изучение и использование законов природы. Она позволила искать наилучший вариант при помощи расчетов, перенаправленных исследований. Сегодня никому в голову не приходит строить новые машины "на глазок", в расчете на то, что удастся угадать. И только в области творчества, изобретательства все еще ценят пробы и ошибки. Эффективность метода проб и ошибок зависит от сложности задачи. В первом приближении изобретения по степени сложности решаемых задач можно разделить на 5 уров¬ней: 1.Мельчайшие изобретения. Задачи не связаны с техническими противоречиями, для решения достаточно переработать несколько тривиальных вариантов. Пример: «Ковш одноковшового экскаватора со сплошной полукруглой режущей рамкой, отличающийся тем, что для обеспечения быстрой и удобной замены сплошной режущей кромки последняя выполнена из отдельных съёмных секций, прикреплённых к передней стенке ковша». Трудно менять большую деталь, поэтому предложен набор небольших деталей, каждую из которых легко заменить. 2.Мелкие изобретения. Решение требует перебора нескольких десятков вариантов. Пример: «Способ очистки газовой среды отсека корабля от вредных примесей путём введения вытесняющего агента, отличающийся тем, что с целью повышения эффективности очистки, сокращения времени очистки и расхода сжатого воздуха в качестве вытесняющего агента применяют пену». Для очистки приходилось многократно прокачивать воздух. Чем выше требования к очистке, тем больше расход времени на проведение очистки. Противоречие устранено заменой вытесняющего вещества. 3.Средние изобретения. Преодоление технического противоречия при создании таких изобретений требует сотен, а нередко и тысяч «проб», чтобы найти прием, типичный для данного вида задач. Можно привести такой пример. Контроль внутренней полости чашеобразного изделия ведут с помощью шаблонов. Чем больше сечений надо проверить, тем больше трудоемкость контроля. Было предложено использовать «жидкий шаблон»: в «чашу» заливают воду, фотографируют и т.д. Такое применение жидкости нетипично для измерения в машиностроении. 4.Крупные изобретения. Создается новый приём преодоления противоречия, пригодный решения многих задач. Поиск этого нового приема требует перебора тысяч и десятков тысяч вариантов. В процессе изготовления листового стекла раскаленная лента поступает на роликовый транспортёр. Чем меньше диаметр роликов, тем ровнее получается поверхность стекла. Однако с уменьшением диаметра роликов резко увеличивается сложность изготовления и эксплуатации конвейера. Приходится мириться с тем, что поверхность стекла получается волнистой, а потом копировать стеклянные листы. Было предложено использовать в качестве конвейера ванн с расплавленным оловом. Изготовление такого «конвейера» несложно транспортировка по нему сопровождается копированием поверхности изделия. Идея жидкого транспортёра нашла в дальнейшем применение при решении ряда других задач. 5.Крупнейшие изобретения. Синтезируется принципиально новая техническая система. Противоречий нет, поскольку нет еще и самой системы противоречия могут проявляться лишь в процессе синтеза системы. Число рассмотренных вариантов практически неограниченно: для создания изобретение пятого уровня нужно предварительно сделать новое открытие. Обычно изобретения пятого уровня, несмотря на ценность идеи, само по себе нереализуемо. Для широкого применения необходимо подкреплять это изобретение решением ряда задач третьего и четвертого уровней. В результате создаётся новая отрасль техники. Примерами могут служить изобретение радио, создание радиотехники, фототехники и т. д. Метод проб и ошибок достаточно эффективен, если для решения задачи требуется изобретение первого уровня. Иногда с его помощью можно решись задачи второго уровня. Выше этого уровня решение задач перебором вариантов связано с недопустимыми потерями сил и времени. Тем не менее с древнейших времён изобретения делались, делаются методом проб и ошибок. Использование проб и ошибок связано с большими потерями времени и сил при решении задач, но главный его недостаток – метод не позволяет своевременно увидеть новые задачи. Тут потери могут изменяться десятилетиями и даже столетиями. Так, менисковый телескоп, по признанию его изобретатель Д.Д.Максугова, мог быть создан ещё во времена Р.Декарта И. Ньютона была потребность и была возможность создания такого телескопа. Задачу просто не увидели. Решая одинаковые задачи, разные люди по-разному пробуют, по-своему ошибаются. Но есть и общие черты, свойственные всем. Поиск решений можно изобразить графически. Человек находится в исходной точке «Задача», ему нужно прийти в точку «Решение», но он не знает где эта точка. Он выбирает произвольное направление, делает одну попытку, вторую, третью. Убедившись, что решения нет, он меняет направление и делает новые попытки. Большинство попыток сосредоточено в приблизительно одном направлении, привычном решающему, чаще всего общепринятом, общеизвестном (рис. 1). А изобретательская задача потому и трудна, что её решение – в новом, неожиданном направлении. Исходя из модели процесса поиска как серии более или менее случайных, осознанных или неосознанных последовательных проб, можно три различных механизма повышения эффективности поискового процесса: 1. Использовать специальные психологические методы, позволяющие избежать инерционной направленности поиска, увеличивающие степень хаотичности поиска, вводящие элементы случайности, непредусмотрительности увеличивающие число проб активизирующие ассоциативные способности человека. Существует целая группа такого типа методов, получивших название методов психопатической активизации творчества. К их числу относятся, например, широко известный «мозговой штурм» и его многочисленные модификации, метод фокальных объектов, широко распространенные на Западе синектика и метод Метчета. К ним же может быть отнесена методика психоэвристический активизации творчества и, с некоторыми оговорками, стратеги семикратного поиска. 2. Систематизировать перебор и увеличить число рассматриваемых вариантов, исключить свойственные ненаправленному поиску систематические повторы, постоянный возврат к одним и тем же идеям {рис 3). К группе таких методов получивших название методов систематизации перебора, относится, в первую очередь, морфологический анализ и его различные модификации. 3. Уменьшить, а во многих случаях и полностью исключить перебор вариантов позволяют методы, основанные на изучении объективных закономерностей развития техники (рис. 4). Знание закономерностей дает возможность резко сузить зону поиска, заменить угадывание научным прогнозированием. Практически единственным представителем этой группы методов является теория решения изобретательских задач, включающая в качестве дополнительных и вспомогательных приемов некоторые элементы методов первых двух групп: приемы борьбы с психологической инерцией и своеобразную модификацию морфологического анализа, используемую для расширения зоны применения найденных идей. Методы первых двух групп легко видоизменяются, их можно комбинировать, отсюда их кажущееся многообразие. Но они не являются сильным инструментом для решения задач высоких уровней, так как сохраняют ту же основу – поиск решений путем перебора вариантов. Поэтому указанные методы следует считать бесперспективными. Дальнейшее развитие теории и методологии творчества возможно только на базе методов третьей группы. В практике встречаются задачи различной сложности, в том числе и большое количество задач первого-второго уровней. Для повышения эффективности поискового процесса необходимо уметь использовать методы всех трех групп.
К оглавлению К началу